?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О зеркальных нейронах

Попались на глаза два больших материала посвященных зеркальным нейронам на "Социальном компасе": Копирование действий и «понимание поведения» другого и Зеркальные нейроны и интуиция (отрывок из книги).



Источники на самом сайте прописаны не очень внятно, но удалось понять, что первое — это большой отрывок книги Джакомо Ризолатти и Коррадо Синигалья "Зеркала в мозге. О механизмах совместного действия и сопереживания." В конце нашлась ссылка на гуглодиск с русским переводом. Второе — глава из книги Иоахима Бауэра "Почему я чувствую, что чувствуешь ты. Интуитивная коммуникация и секрет зеркальных нейронов". Книги сильно отличаются между собой. В первой последовательно описываются эксперименты (довольно подробно для популярной книги), потом рассматриваются гипотезы, объясняющие результаты, потом описание других опытов, позволяющие принять или отвергнуть объяснения. Вторая — это беглый обзор выводов уже сделанных кем-то на основании только упомянутых опытов. Иногда он дает ссылки на какие-то работы, их можно нагуглить, а в основном стиль изложения "Trust me, I'm doctor". Идет именно вал высказываний с обращением к эмоциональному опыту читателя. Впрочем, прочитанным ранее описаниям опытов оно не противоречило, так что идеи можно принять к рассмотрению.

Тут в основном небольшой обзор отрывка из книги Ризолатти и кое-какие мысли. В начале идут довольно подробные описания классических опытов на обезьянах, при которых в моторной коре были обнаружены нейроны, выдававшие сигнал и при определенном действии, и при наблюдении за ним. И сразу же была подчеркнута деталь, в научпоп-статьях или не встречавшаяся, или привлекавшая внимания. Возможно, в книге у того же Якобони это и было. Эти нейроны реагировали не просто на такое же действие, но на действие имевшее ту же цель. Даже если эта цель была например скрыта ширмой, нейроны четко разделяли движение руки, тянущейся к пустому месту или к куску яблока. Некоторые зеркальные нейроны срабатывали не только на видимое движение, но даже исключительно на характерный звук — когда ломали арахис. Так что и видеть не обязательно. Подозреваю, что и слышать тоже, нужен хоть какой-нибудь канал информации, который можно связать потом с ощущениями собственного тела.


Получается, что таким образом зеркальные нейроны отвечают не просто за копирование движений, но это часть распознавания смысла. У наблюдателя активировались те же нервные пути, которые были бы активны, если бы он делал то же самое и для того же самого. Все наоборот, конечно же. Активность этих нейронов означала приписывание увиденным действиям доступного наблюдателю смысла.

Были описаны несколько типов таких нейронов, разряжавшихся в различных ситуациях, с широким и узким значением. Некоторые срабатывали в ситуациях, и когда экспериментатор клал предмет на поднос, и когда брал его с подноса. Авторы предположили, что это может быть основой цепочек действий — "словаря движений", когда сложное действие разбивается на составные части и таким образом распознается. Для каждого элемента свой нейрон и еще один для всей связки. Эта идея пригодилась чуть позже, когда полученные на обезьянах данные натягивали на человека.

Дальше они показывают аналогичные нейроны, контролирующие область рта и связанные с ними движения не только поедания чего-то, но и общения — характерная обезьянья гримаса с вытянутыми трубочкой губами и чмокающее движение. После рассматривают бегло несколько гипотез, какая функция может быть у этих нейронов, чтобы остановиться на предложенной ранее "внутренней моторной репрезентации". Ее уже обсуждают подробнее и дополняют. Подчеркивают, что их результаты получены на макаках, а не человекообразных, и следовательно этот механизм более древний, чем имитация чужих действий. И используется прежде всего для распознавания чужих действий при помощи собственного тела. То есть эти нейроны в буквальном смысле "показывают на себе", что именно делает визави и заодно для чего, в смысле — для чего это делал бы сам.

В некоторых недавних исследованиях была подтверждена гипотеза о том, что моторное знание играет фундаментальную роль в обработке сенсорной информации — до той степени, что без нее вообще было бы сложно говорить о понимании действия.


Таким образом, моторное знание о наших собственных действиях есть необходимое и достаточное условие незамедлительного понимания действий других. Как будет показано далее, это знание фундаментально значимо для построения базового понимания целенаправленности, потому что оно обеспечивает не только отдельные моторные акты, которые мы рассматривали до сих пор, такие как хватание, удержание, разрывание, но также и соединение их в более сложные действия.


Тут можно задаться вопросом о возможности в принципе какого-то "понимания" — ну и расширим на интеллект, вт.ч. искусственный, — вне связи с физическим существованием и телом. Вспомнилась одна из версий "китайской комнаты", в которой оператора кормили в зависимости от выбранных им ответов. "Понимание" там должно было возникнуть очень быстро.

Зеркальные нейроны у человека изучаются по косвенным данным поскольку электроды особо не воткнешь, а у ЭКГ и томографии есть проблемы с пространственным и временным разрешением. Были опознаны схожие паттерны, но были и отличия от обезьян: один из методов показал, что реакцию вызывают не только целенаправленные действия, и кроме прочего отдельные фазы движения. Но данные косвенные и можно только делать "разумные предположения". Предположили разложение каждого движения на отдельные фазы и существование некоего "словаря движений" частью врожденного, а частью формирующегося после рождения.

Что любопытно, в одном из экспериментов реакции наблюдателя на движение компьютерной модели не зафиксировали, надо думать, попали в зловещую долину. В последующих опытах уже с живой моделью зафиксировали искомую реакцию в моторной коре и в зоне Брока, ответственной за речь. И вообще, зона мозга, в которой получили реакцию у людей гомологична изучавшейся зоне у макак с представлением в ней руки и рта. Дальше идут рассуждения об общении, на основе зеркальных нейроном и последующем возникновении речи.

Предположим, к примеру, что действие, выполнение которого вы наблюдаете, представляет для вас особый интерес. В этом случае, когда вы видите, как у другого человека двигается рука, ваша рука тоже начинает сходным образом двигаться, хотя сами вы можете этого и не осознавать; но это едва заметное движение не ускользнет от внимания другого и может повлиять на его поведение. Зеркальный механизм, благодаря которому вы понимаете действие другого с самых первых движений, обеспечивает также и понимание вами последствий, которые влечет за собой ваша непроизвольная реакция, обеспечивая тем самым отношения реципрокного взаимодействия между вашей рукой и рукой другого.

Это взаимодействие не слишком сильно отличается от «жестового разговора», который, согласно Миду, характерен для подготовительных фаз многих форм поведения животных, от борьбы и до ухаживания, от заботы о молодняке и до игры:
Даже у животных, находящихся на более низких ступенях развития, чем человек, есть […] разновидности поведения, которые по природе своей могут быть отнесены к жестам. К ним относятся начальные фазы действий, вызывающих инстинктивные реакции со стороны других особей. Эти начальные фазы поведенческих актов вызывают реакции, которые ведут к поднастройке начатых актов, а эта поднастройка, в свою очередь, ведет к новым начальным реакциям, вновь влекущим за собой поднастройку.

Эта взаимная поднастройка наделяет поведенческие акты животных социальным значением, тем самым выстраивая формы взаимопонимания, которые во многих отношениях можно считать предшественниками истинно намеренной коммуникации. Последняя, однако же, требует способности к управлению системой зеркальных нейронов и к включению знаний о влиянии, которое жесты оказывают на поведение другого, в моторную память, чтобы впоследствии их можно было опознавать в поведении других. Более того, «разговор» не может быть просто набором транзитивных жестов, он должен предполагать доступ к двигательному репертуару, который кодирует нетранзитивные, пантомимические и чисто коммуникативные акты.


В своей гипотезе появления речи он сначала показывает, что сигнальные крики обезьян порождаются другими отделами мозга и вряд ли могут служить для эволюционной основы речи. разве что для эмоционального сопровождения смысла.

Известно, что зона Брока, одна из классических речевых зон, задействована не только в речевых, но и в других двигательных актах и активируется при движениях губ (орофациальные движения), рук (брахиомануальные движения) и гортани (ороларингальные движения), а ее организация сходна с организацией гомологичной области у обезьян — F5. Более того, зона Брока, как и F5, входит в состав зеркальной системы, основная функция которой как у человека, так и у обезьян состоит в установлении связи между пониманием действия и выполнением действия.
Отсюда следует, что ответ на вопрос о происхождении языка следует искать не в примитивных формах голосовой коммуникации, а в эволюции жестовой коммуникации, находящейся под контролем латеральных зон коры. Поскольку данные в поддержку гомологии зоны Брока у человека и F5 у обезьян относятся к области анатомии и цитоархитектоники (и сами по себе в обоих случаях никак не связаны с открытием моторных нейронов), тот факт, что та и другая зоны объединены общим механизмом (и что у человека этот механизм обладает новыми свойствами, связанными с освоением языка), позволяет выдвинуть предположение, что поступательное развитие системы зеркальных нейронов сыграло ключевую роль в появлении и эволюции способности человека к коммуникации, сначала с использованием жестов, а потом и устной речи.

Идея о происхождении языка от жестов отнюдь не нова: Этьен Бонно де Кондильяк рассказывает притчу в библейском стиле о двух маленьких детях, мальчике и девочке, которые, после того как они пережили Всемирный потоп, потерялись в пустыне и, совершенно не используя язык «знаков», начали общаться при помощи «жестов».


Рассматриваются и ситуации несовпадения "словарей":
«Папа, ты знаешь, почему я не хотел бы быть собакой? Я не знал бы, как вилять хвостом!»



В этом месте можно перейти к следующему тексту. Основная тема отрывка — связь интуиции и проприорецепции через все те же зеркальные нейроны. А точнее участие проприорецептивной системы в качестве одно из главных декодирующих элементов. Понятия "словарь движений" этот автор не использует, вместо этого чуть более тяжеловесная конструкция "репертуар потенциальных действий". Восприятие "ключей" этого "словаря" происходит без участия сознания. Наблюдатель считывает движение в буквальном смысле телом, передавая сознанию преимущественно эмоциональную оценку, одновременно записывая увиденное в свой подсознательный словарь. В тексте таких слов конечно же нет, слишком большая натяжка, но я бы сказал, что это описание некоего распределённого резервуара, в котором хранится коллективное бессознательное. Фактически вот так вот переписывая часть себя из человека в человека минуя их сознания живет самостоятельная сущность. Тут в ленте недавно вопрос трогали — человек ли для субботы исчезновение какой часть носителей вот этой сущности — беда, а какая трагедия. У фантастов есть про распределенные разумы, эта модель кмк тоже не хуже.


На этой модели понимания через отзеркаливание можно попробовать построить механизм социального дефицита при аутических расстройствах. В некоторых экспериментах показали, что зеркальные нейроны при аутизме все таки работают. Но если они при этом используют словарь движений, создаваемый первоначально посредством проприорецепции, то это словарь пуст в значительной своей части. А если принять идею, что и восприятие языка связано с зеркальными нейронами и моторным словарем, то и эта часть может быть объяснена с помощью этой гипотезы. Вообще одновременные проблемы как с проприорецепцией так и с априорными суждениями при рас довольно очевидны. И есть ощущение, что через этот же механизм можно объяснить и повторяющиеся движения. Отсюда же можно кинуть мостик к проблемам с тревожностью, сенсорной перегрузкой и зрительным контактом. Не вижу, правда, пока как. Эта гипотеза, по крайней мере на первый взгляд, не объясняет таких интересных вещей как сенсорная перегрузка, зрительный контакт и спец интересы.

Но это может объяснить дополнение к ней. Базовые "слова-ключи" этого словаря, допустим, присутствуют в какой-то части (хотя, все зависит от общей тяжести состояния), а вот собрать из них более сложные получается с большим трудом, и в словаре в основном отсутствуют не базовые ключи, а создаваемые во время последующей жизни. Уже встречалось где-то объяснение аутических симптомов через сложности к интеграции входящих сигналов. Вот это оно и есть. Сенсорная перегрузка тут тоже следствие это же сложности с интеграцией — вновь входящий сигнал забирает на себя слишком много ресурсов. Аутический мозг получается сверходнозадачным. Попутно в этой связи можно вспомнить гипотезу Саймона Барон-Коэна о сверхмужском моге аутиста. Можно, наверное, сочинить дизайн эксперимента, меряющего многозадачность, и посмотреть, что он покажет на достаточно большой выборке.

Сложности с интеграцией должны по идее препятствовать созданию не только телесных "слов", но и обычных. Любопытно было бы посмотреть как у аутистов со словотворчеством при освоении языка. понятно, что они вообще малоразговорчивы, но это могло бы и объяснить, насыщенность их словаря "книжными" словами, которые берутся целиком.

И, кстати, о "базовых словах" и высказанных в первом отрывке идей, что звук голоса в речи отвечает за эмоциональную составляющую. Вот эта эмоциональная составляющая считывается и переживается аутистами очень хорошо, в отличии от смысла слов и прочих смыслов. И если принимать эмпатию, как способность чувствовать то же самое, то к простым эмоциям аутисты будут сверхэмпатичны. Под сочувствием и сопереживанием в обычной речи обычно понимают не чувствовать то же самое, а скорее сообщить человеку, что его чувства поняты. Сложные чувства, особенно связанные со взаимодействием между людьми, аутистом естественно воспринимаются хуже — нет соответствующего внутреннего опыта.

Comments

( 2 комментария — Оставить комментарий )
evgeniirudnyi
7 янв, 2019 18:25 (UTC)
При чтении нейрофизиологов мне всегда остается непонятным значение "мы", как в утверждении:

"которые мы рассматривали до сих пор"
sizif73
7 янв, 2019 21:18 (UTC)
Попался недавно старый анекдот, как кому-то завернули статью в журнале с обоснованием, что он будучи единственным автором пишет "мы". Тогда он дописал кота в соавторы.
( 2 комментария — Оставить комментарий )

профиль

volk-ruboard
sizif73
ленивый, но упрямый
Website

календарь

Июнь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

на этой странице

Разработано LiveJournal.com